matematik
28-02-2007, 22:26
А теперь я скажу крамолу: в подавляющем большинстве областей знаний Россия отстала на годы, если не десятилетия. ...
Как-то мне было неприятно прочитать эту фразу.
Залез в Инет.
Нашел - как это можно измерить.
Наверное, есть и другие способы.
Кто знает - прокомментируйте, но с обоснованием, пожалуйста.
"Уровень развития науки и техники - один из основных факторов, определяющих сегодня место любой страны в системе мирового хозяйства. Согласно расчетам американских исследователей, именно этот фактор и связанные с ним технические инновации обеспечили примерно 9/10 роста производительности труда в США (1909-1949 гг.) и в ФРГ (1950-1956) и стали основой современного благосостояния и высокого жизненного уровня населения. Но как наиболее точно оценить этот фактор и объективно определить место той или иной страны в мировой научной системе? Ю.Ю.Ковалев, сотрудник МГУ, с коллегами предложили методику ранжирования стран. Причем ученые выбрали для исследования только те страны, которые имели весь комплекс статистических показателей за последнее десятилетие ХХ века. К сожалению, их набралось всего 57.
Ученые рассматривали науку как систему с "входом" и "выходом", и соответственно все показатели разделили на две группы.
"Вход" - это ресурсные показатели:
- число ученых и инженеров на 1 тыс. населения;
- расходы на НИОКР в расчете на одного жителя страны (в долларах);
- расходы на НИОКР в расчете на одного исследователя (в долларах);
- доля финансовых отчислений на НИОКР от ВВП страны (в %).
"Выход" - это показатели эффективности науки:
- количество публикаций на 1 тыс. жителей;
- количество публикаций на 1 тыс. ученых и инженеров;
- число заявок от резидентов на выдачу патентов на 1 тыс. населения;
- число заявок от резидентов на выдачу патента на 1 тыс. ученых и инженеров;
- доля высокотехнологичной продукции в общем экспорте страны;
-число компьютеров на 1 тыс. населения.
Чтобы работать с этими данными, ученые использовали оценочный алгоритм В.С.Тикунова. В результате для каждой страны был вычислен результирующий показатель (от 0 до 1), и все рассмотренные страны удалось разделить на три группы.
1 группа - страны с высоким уровнем развития науки (с показателем от 0 до 1,0). Их набралось двадцать: Швеция (1,0), Швейцария (0,923), Япония (0,9139), США (0,8342), Дания (0,7594), Нидерланды (0,7314), Финляндия (0,7230), Великобритания (0,7141), Израиль (0,7015), ФРГ (0,6919), Австралия (0,6858), Франция (0,6580), Республика Корея (0,6541), Норвегия (0,6471), Сингапур (0,6468), Канада (0,6395), Бельгия (0,6377), Австрия (0,6018), Новая Зеландия (0,5452), Ирландия (0,5173). США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция отличаются высокими расходами на науку: на их долю приходится около 80% мировых затрат. Причем в этих государствах исследования в большей степени финансирует частный капитал. Что же касается Швеции и Швейцарии, то расчеты показывают, что наука в этих странах наиболее эффективна. А наиболее фундаментальна наука в ФРГ, Франции и Израиле. Здесь затраты на теоретические исследования превышают 20% всех расходов на НИОКР. Кстати, Республика Корея отличается тем, что доля частного капитала в науке здесь самая большая в мире - 82%.
Вторая группа - страны со средним уровнем развития науки (с показателями от 0,51 до 0,11). В эту группу входит подавляющее большинство стран мира, включая Россию (показатель 0,1819). В этих странах превалирует государственное финансирование, причем явно недостаточное. Отсутствие частного капитала в науке объясняется не только системой ее организации, но и низкой долей наукоемких производств в этих государствах.
Наконец, в третью группу стран с низким уровнем развития науки (с показателем менее 0,11) попали 12 государств - Индия, Китай, Таджикистан, Узбекистан, Вьетнам, Уругвай, Эквадор, Египет, Боливия, Нигерия, Шри-Ланка, Бенин.
http://www.informnauka.ru/rus/2001/2001-08-24-0726_r.htm
Как-то мне было неприятно прочитать эту фразу.
Залез в Инет.
Нашел - как это можно измерить.
Наверное, есть и другие способы.
Кто знает - прокомментируйте, но с обоснованием, пожалуйста.
"Уровень развития науки и техники - один из основных факторов, определяющих сегодня место любой страны в системе мирового хозяйства. Согласно расчетам американских исследователей, именно этот фактор и связанные с ним технические инновации обеспечили примерно 9/10 роста производительности труда в США (1909-1949 гг.) и в ФРГ (1950-1956) и стали основой современного благосостояния и высокого жизненного уровня населения. Но как наиболее точно оценить этот фактор и объективно определить место той или иной страны в мировой научной системе? Ю.Ю.Ковалев, сотрудник МГУ, с коллегами предложили методику ранжирования стран. Причем ученые выбрали для исследования только те страны, которые имели весь комплекс статистических показателей за последнее десятилетие ХХ века. К сожалению, их набралось всего 57.
Ученые рассматривали науку как систему с "входом" и "выходом", и соответственно все показатели разделили на две группы.
"Вход" - это ресурсные показатели:
- число ученых и инженеров на 1 тыс. населения;
- расходы на НИОКР в расчете на одного жителя страны (в долларах);
- расходы на НИОКР в расчете на одного исследователя (в долларах);
- доля финансовых отчислений на НИОКР от ВВП страны (в %).
"Выход" - это показатели эффективности науки:
- количество публикаций на 1 тыс. жителей;
- количество публикаций на 1 тыс. ученых и инженеров;
- число заявок от резидентов на выдачу патентов на 1 тыс. населения;
- число заявок от резидентов на выдачу патента на 1 тыс. ученых и инженеров;
- доля высокотехнологичной продукции в общем экспорте страны;
-число компьютеров на 1 тыс. населения.
Чтобы работать с этими данными, ученые использовали оценочный алгоритм В.С.Тикунова. В результате для каждой страны был вычислен результирующий показатель (от 0 до 1), и все рассмотренные страны удалось разделить на три группы.
1 группа - страны с высоким уровнем развития науки (с показателем от 0 до 1,0). Их набралось двадцать: Швеция (1,0), Швейцария (0,923), Япония (0,9139), США (0,8342), Дания (0,7594), Нидерланды (0,7314), Финляндия (0,7230), Великобритания (0,7141), Израиль (0,7015), ФРГ (0,6919), Австралия (0,6858), Франция (0,6580), Республика Корея (0,6541), Норвегия (0,6471), Сингапур (0,6468), Канада (0,6395), Бельгия (0,6377), Австрия (0,6018), Новая Зеландия (0,5452), Ирландия (0,5173). США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция отличаются высокими расходами на науку: на их долю приходится около 80% мировых затрат. Причем в этих государствах исследования в большей степени финансирует частный капитал. Что же касается Швеции и Швейцарии, то расчеты показывают, что наука в этих странах наиболее эффективна. А наиболее фундаментальна наука в ФРГ, Франции и Израиле. Здесь затраты на теоретические исследования превышают 20% всех расходов на НИОКР. Кстати, Республика Корея отличается тем, что доля частного капитала в науке здесь самая большая в мире - 82%.
Вторая группа - страны со средним уровнем развития науки (с показателями от 0,51 до 0,11). В эту группу входит подавляющее большинство стран мира, включая Россию (показатель 0,1819). В этих странах превалирует государственное финансирование, причем явно недостаточное. Отсутствие частного капитала в науке объясняется не только системой ее организации, но и низкой долей наукоемких производств в этих государствах.
Наконец, в третью группу стран с низким уровнем развития науки (с показателем менее 0,11) попали 12 государств - Индия, Китай, Таджикистан, Узбекистан, Вьетнам, Уругвай, Эквадор, Египет, Боливия, Нигерия, Шри-Ланка, Бенин.
http://www.informnauka.ru/rus/2001/2001-08-24-0726_r.htm