Проостите за объем , ноЖадам почитать полезно:
http://www.tvn24.pl/-1,1679783,0,1,zarz ... omosc.html
28.10.10
Каковы гипотезы?
Прокуроры на огромной белой доске разрисовали, какие военные и правительственные институции и в каких границах своих компетенций принимали участие в организации полета ТУ-154 101М. Знают много, но не настолько, чтобы выдвигать против кого либо обвинения.
Знают, что имел место беспорядок при подготовке полета. Напр., первоначально в качестве КВС с президентом должен был лететь опытный пилот Бартош Строиньски. Еще 18 марта в документах секции планирования 36-го спецполка транспортной авиации Строиньски был упомянут как КВС рейса ТУ-154. Однако в конце марта неожиданно было решено, что Строиньски полетит с премьером 7 апреля, а его место занял капитан Аркадиуш Протасюк. Сам Строиньски во время допросов указал, что не знал о том, что его вписали во внутренних документах 36-го полка как предполагаемого командира полета с президентом. А о том, что он полетит с премьером 7 апреля, узнал за неделю до полета.
Следователи расследуют, какое влияние на этот беспорядок имело решение разделить визиты президента и премьера. Поэтому прокуроры анализируют хронологию корреспонденции между Министерством иностранных дел, Канцелярией президента и Канцелярией премьера. Обвинители расспрашивают чиновников этой последней о причинах раздела визитов. Организацией обоих визитов (премьера – 7 апреля и 3 дня позже - президента) занималась в т.ч. и Беата Лампарска, заместитель Директора Департамента иностранных дел в Канцелярии премьера. Из ее показаний следует, что в начале февраля на встречах в Совете охраны памяти борьбы и мученичества разговор шел о совместных торжествах с участием Туска и Качиньского. Однако по ее мнению, вскоре после этой встречи «было принято решение, что премьер примет участие в торжествах не в тот же день, что президент». Премьер Владимир Путин 3 февраля в телефонном разговоре пригласил премьера Туска принять участие в торжествах в Катыне, - сообщила вице-директор. А Дариуш Горчиньски, в то время начальник отделения Российской Федерации в восточном Департаменте МИД сообщил, что после разговора 3 февраля Томаш Арабски, шеф Канцелярии премьера согласовал с шефом канцелярии Путина , что российский премьер проедет в Катынь не 10, а 7 апреля. Поэтому прокуроры хотят проверить, о чем Арабски разговаривал в Москве.
Следователи устанавливают, почему не взирая на то, что российские дипломаты предостерегали МИД, что аэродром Северный неработающий и непригоден для приема рейсовых самолетов, было принято решение туда лететь, причем, дважды. Опрошенные чиновники (Канцелярия президента, МИД) признали, что их предостерегали россияне, но никто не говорил им о ином аэродроме или транспортном средстве. Польские военные утверждали, что аэродром под Смоленском реанимировать может только указание В.Путина. Это следует из служебной электронной переписки между начальником Гужиньским и другим служащим ресорта иностранных дел Гжегожем Цыгановским, вторым секретарем Посольства Польши в Москве. В конце февраля МИД планировало послать в Катынь “группу подготовки”, состоящую из дипломатов, офицеров БОП (Бюро охраны правительства) и чиновников канцелярии премьера и президента. Самолет с ними на борту должен был прилететь 3 марта. Уже тогда оказалось, что россияне не соглашаются, чтоб самолет садился в Смоленске, поскольку аэродром не подготовлен. “По мнению ребят из 36-го полка без личного вмешательства Путина самолет в Смоленск 3.03 не полетит”, - написал нач. Гужиньски дипломату из московского посольства. Позднее группа должна была вылететь 24 марта. Россияне однако сказали тогда, чтобы поляки приземлялись в Москве. Аэродром по-прежнему не был готов.
Обвинители по-прежнему хотят произвести экспертизы оборудования аэродрома, напр., радиомаяка. Подозревают, что поскольку россияне сами предупреждали , что аэродром Северный неработающий, то системы могли не действовать не только во время посадки президентя 10 апреля, но и премьера Туска – тремя днями ранее. Только 7 апреля над Северным светило солнце и не было тумана. Пилот подполковник Бартош Строиньски , который пилотировал ТУ-154 с премьером на борту, дал показания в прокуратуре, что во время посадки у него не было необходимости пользоваться РМ аэродрома, поскольку погода была на столько хорошей, что он садился „по видимости”. - По причине хороших атмосферических условий в тот день мы заходили на посадку , имея видимость. В тот день я, заходя на посадку, не брал в расчет показания РМ, потому что имелась видимость, - говорил прокурорам в мае подполковник Строиньски. Поэтому прокуроры проверяют, кто из польских лиц, принимающих решения, несет ответственность за принятие такого решения, чтобы премьер, а позднее и президент приземлялись на Северном.
Прокуроры проверяют, кто окончательно отказался от российских навигаторов, которые должны были лететь как 7, так и 10 апреля. Тут следы ведут в 36.спецполк. 31 марта майор Павел Одо, шеф секции планирования и учета 36 полка выслал начальству Службы Авиаполетов Польши просьбу о аннулировании „лидеров”.