А какая разница кто такой Пелевин? Произведения писателя существуют отдельно от его имиджа
Согласитесь, когда сугубые мнения составлются на одной и той же основе, то и мнение массы в значительной мере однородно. Что формирует массовое мнение? Одинаковые передачи и фильмы по телевизору, одинаковая реклама (не только телевизионная), одинаковые продукты в магазине и, как следствие, одинаковая одежда, автомобили и проч, одинаковые газеты и одинаковые журналы. Одинаковые анекдоты на анекдот.ру и одинаковые мнения по одинаковым вопросам. Нравится или нет, так есть.
Посмотрите хотя бы на рекламу. Она массовая. Даже адресная реклама массовая по сути, в том числе если на конверте написано "kisumisu лично в руки". Вам (нам) показывают то, что мы хотим увидеть, на что есть спрос. Есть спрос - будет предложение. "Дом-2", "Поле чудес" и "Кривое зеркало" не показывали бы годами, если бы у них не было рейтинга (спроса). Вот так выглядит "мнение массы".
Я вовсе не хочу сказать, что [относительно] самостоятельно думающих людей нет, они есть, но и их мысли формируются под воздействием массовой пропаганды (в широком смысле, см.выше).
"Проплаченное" мнение не обязательно только то, которое озвучено по телевизору. Почитайте форум. "Мнение массы" говорит, что мнение Сан Саныча (прошу прощения за упоминание без его согласия) проплачено. Вот и заклеймили продажностью. На 100% уверен, что за это "мнение массы" никто не платил, масса сама искренне так считает на основе своего жизненного опыта и проч. А Вы уверены, что никому не заплатили за создание именно этого "массового жизненного опыта"?
Формирует ли реклама жизненный опыт? Формирует. Реклама проплачена? Проплачена. Проплачена рекламодателем и вами (вы как минимум заплатили своим временем). Поход в магазин за продуктами? Тоже сформировал ваш опыт, еще и за ваши же деньги. Примеры можно продолжать бесконечно. Остается открытым вопрос "Почему заказчик любого вида рекламы не платит отдельным гражданам за размещение своей информации в их сознании?"
Вовсе не обязательно оплачивать мнение напрямую, можно заплатить за создание "честного и непредвзятого непроплаченного мнения". Пример с Кокой и Пепси. Кока на первом месте, Пепси на втором. Т.е. покупатели проголосовали рублем за то, что Кока лучше чем Пепси. Мнение выглядит объективно. Но! В слепых тестах (это когда люди пробуют напитки №1 и №2) Пепси выигрывает 5 к 1. Кстати, я не знаю, откуда взял эти данные, где-то читал, но правильно ли я их помню? И правильные ли сами эти данные? Как их получили? Может за их получение заплачено? Но в любом случае, я считаю, что мое мнение искреннее и правильное
Земля еще крутится благодаря наличию всех мнений. Скучно было бы жить в мире, в котором на каждый вопрос был бы дан один правильный ответ.