В Белоруссии, например, коррупцию победил(и). Там быть любым чиновником (от мента, до мэра города) считается престижно, по белорусским меркам эти люди неплохо зарабатывают, при этом при малейших подозрениях в коррупции - лишение должности. До смешного доходит, гаишники в патруле не меньше, чем по двое, чтобы один стучал на другого в случае взяток. Меня однажды в Витебской области остановили за приличное превышение очень ранним утром, белорусских денег у меня не было и поэтому вместо штрафа получил 30 минутную лекцию о безопасности дорожного движения и был отпущен с миром - может это выход?
Кстати, с точки зрения работы ГИБДД в России, наказания стали настолько суровы, что многие водители уже предпочитают не нарушать, чтобы лишний раз не было повода "давать", так как давать теперь приходится много и это может ударить по любому бюджету. У нас около офиса односторонее движение, раньше половина людей подъезжали с прилегающей улицы под кирпич, сейчас 99% объезжают по правилам, так как гаишники за это нарушение меньше 5000 рублей на лапу не берут (официально положено лишение водительских прав от 4-х месяцев). Зиммой ездил на машине из Москвы в Питер, обратил внимание, что теперь редкая "птица" рискует обгонять через сплошную линию в силу всё тех же суровых наказаний.
Наверное три составляющих должно присутствовать, чтобы коррупция сошла на минимальный уровень:
1) строгое официальное наказание для нарушителей законов;
2) престижность и возможность достойно содержать свою семью для сотрудников органов правопорядка;
3) суровое наказание для должностных лиц в случае установленного факта нарушения ими закона или увольнение в случае "запятнанной" репутации;
Важна особенно последняя часть последнего пункта - это не юридическая норма, это в первую очередь правильная доктрина в головах у руководителей соответсвующих служб. Но все три пункта могут работать только одновременно, в России пока проблемы со всеми тремя.
|