Даже трудно придумать, как можно исправить уже глубоко запущенную ситуацию. Если проблема только в том, что трудности в освоении материала, то, конечно, родителям нужно садиться рядом с ребенком и начинать учиться с ней вместе и выравнивать ситуацию любыми способами, от уговоров и "подкупа"
до "запугивания"
. Если сами не могут- искать репетиторов по каким-то предметам. У меня старший мальчик учился беспроблемно в школе, приносил хорошие оценки, я была довольна и ребенка забросила. Когда он поступил в лукио, все тоже было хорошо и замечательно, до первого экзамена по математике-не сдал, и не пересдал, и еще раз не пересдал. Он заявил, что мол не понимает он эту математику. Когда я посмотрела контрольную, я была в глубоком шоке, поняла, что он не может даже элементарные примеры с дробями решать. Позвонила своему знакомому ученому дядьке и издалека так поинтересовалась, где найти репетитора, намекая, мол, не хочет-ли он позаниматься. Ну и он так сказал, несколько занятий с репетитором ничего не дадут, а чтобы пройти всю математику-разоришься платить. Говорит, садись с ним и занимайся сама. Ну вот взяли мы книгу, сели рядышком и стали с первой страницы штурмовать учебник. Поначалу это казалось невозможным, все забыто, все на финском. Сначала я читала сама одна несколько раз тему, уясняла для себя все понятия на финском, рассматривала примеры и потом начинала доносить все это до своего дитяти и решали все примеры подряд. Он и отвлекался, и засыпал, и ныл, но я была неумолима. Прошли мы это все с горем пополам, в некоторые более сложные темы так и не врубился до конца, не смог свою лень пересилить. Но все-таки на экземене получил 7. Эта 7 была мне очень ценна, я была так довольна, что буквально насильно вложила ему в голову кое-что по математике, особенно учитывая, что отправная точка почти 0 была. У меня была работа в разные смены, свои курсы и т.д.,было тяжело и неохота, но я понимала, что выхода нет. У младшего сына очень высокая мотивация к учебе, не касаюсь, не напоминаю, ничего не спрашиваю, он ,если надо, сам приходит за помощью. Сажусь рядом, читаю тему, вникаю, объясняю, подсказываю, помогаю найти материал ит.д. например, он не любит русский язык и не умеет учить стихи сам.Уроки по русскому делали вместе лет 7 точно. Ему 15 уже. и не смотря на возраст,учим заданные стихи вместе, я ему читаю по несколько строк. он повторяет, так и одолеваем стих за пару дней. И для рефератов ищу ему сама материал на русском, а потом вместе делаем.
Ну вот как-то так. Участие родителей не должно быть формальным. Зная своего ребенка. что он может выкрутиться или приврать, то недостаточно спросить "Уроки сделала?", а уж тогда"Покажи, что было задано и что ты сделала? давай сделаем/доделаем вместе, если тебе непонятно" А прдолжит обманы, пристыдить как-то, что мол будем через учителя узнавать задания и контролировать тебя.