... 15 октября 2005 года.
Эпопея траулера " Электрон ".
15 октября российский траулер "Электрон", принадлежащий мурманской частной фирме "Корж", был задержан норвежским судном береговой охраны в охраняемой зоне у берегов Шпицбергена. По норвежским данным, "Электрон" вел промысел с помощью запрещенных сетей (размеры ячеек трала были меньшими, чем положено по правилам). Траулер отконвоировали в один из портов на архипелаге Шпицберген. Утром 17 октября на его борт поднялись два инспектора рыбоохраны Норвегии. Они выявили ряд нарушений и предложили российским морякам следовать в Киркенес для дальнейших разбирательств. Там траулер, скорее всего, был бы арестован, а судовладельца оштрафовали бы на сумму от 200 тыс. до 1 млн норвежских крон ($30-155 тыс.).
Капитан "Электрона" отказался подчиняться норвежцам, траулер вышел в открытое море и взял курс на Мурманск. В погоню направились самолеты и четыре корабля ВМС Норвегии. Они настигли траулер в 270 милях от Мурманска. Обстреливать или таранить судно норвежцы не стали, другие попытки остановить "Электрон" результата не принесли. 20 октября траулер вошел в территориальные воды РФ. 21 октября оказавшиеся в заложниках норвежские рыбинспекторы были переданы на борт корабля береговой охраны Норвегии.
Этот конфликт связан с различным подходом России и Норвегии к определению промысловой зоны Шпицбергена. Согласно Парижскому договору от 1920 года, подписанному 40 странами, воды вокруг архипелага являются зоной, открытой для международного рыболовства. Однако в 1977 году Норвегия в одностороннем порядке объявила 200-мильную зону вокруг Шпицбергена рыбоохранной зоной. Из стран—участниц Парижского договора эту зону признали лишь два государства — Канада и Финляндия. С тех пор аресты российских траулеров у Шпицбергена происходят регулярно (только "Электрон" задерживался там 11 раз).
п.с.
при желании можно почитать дополнительно здесь:
Честь офицера.
http://warrax.net/89/3/electron.html
|