Цитата:
Сообщение от Яхонтова
Джейд, огласите весь список пассажей пожалуйста.
Давайте моё стихотворение тоже разберём:
Беспокойные мириады звёздной наполненности
пленяли тело, предчувствуя душу.
Осознание предсказуемой обездоленности
выцыганило, как белых китов, на сушу.
Море, исконно бирюзовым безвременьем,
выталкивало из себя по капле, толчками.
...
* - эмпирический опыт
|
О распаде и деформации эстетической коммуникации в неклассической художественности (спорные вопросы о границах искусства)
В декадансе, а затем и в авангарде сам автор объявляет себя единственным творцом, ценностным центром. Общечеловеческие ценности разрушены, и автор всеми доступными способами стремится к себе "сверх-человеческому". Единственная цель автора в декадансе – продлить иллюзию видений: "Я Бог таинственного мира, весь мир – в одних моих мечтах" (Ф. Сологуб).
Художественная форма – лишь внешний способ зафиксировать в слове состояния "инобытия". В этом случае читатель сталкивается с достаточно труднодоступным текстом, где описываются предельно субъективные переживания. Этот текст – результат автокоммуникации "эмпирического я" автора, а читатель с его "внешним я" не нужен. Это одинокая игра в "бирюзовое безвременье" в "чудесные куклы в лиловых мирах" "фиолетовыми руками на эмалевой стене". Если текст не вызывает читательского отторжения (что довольно типично), то становится инструментом вхождения в транс, как бы "опьяняет" читателя - искусство становится свое рода наркотиком. Читателю предлагается уход в "лиловые миры", в " беспокойные мириады звёздной наполненности" (и т.п.), где можно быть кем и чем угодно. В данном случае происходит распад или деформации эстетической коммуникации, где важны все три позиции – субъекта, объекта, адресата (кто, о чём, кому). По сравнению с декадансом в авангарде автор стремится ошеломить адресата, нарушив его эстетические и этические ожидания. Адресат нужен авангардисту не для равноправного диалога, а для того, чтобы "питаться энергией скандала". Адресат либо сразу отказывается от коммуникации, либо вступает в нее с тем же "агрессивным" намерением, что и автор. Повышенная субъективность текста, иногда вплоть до полного разрыва смысловых связей ("Улэ Элэ Ли Оне Кон Си Ан" – К. Малевич), отбрасывает читателя за текстовые границы из-за нарушения привычных норм культуры и языка.
Линия литературного развития - поздний авангард и постмодернизм - также "болеет" деформированной эстетической коммуникацией. Читателю предлагается поиграть в "мозговую игру" и разгадать ребус – как это сделано - если опять же он не будет выброшен за границы текста.
Г. Белая: "Человек пытался создать иное по своей природе искусство. Теперь на исходе века видно, что это не удалось..." Неудача эта коренится в распаде ценностных связей и в нарушении механизмов творчества, и как следствие – в нарушении механизмов эстетической коммуникации.
См. также http://avantgarde.narod.ru/beitraege/index.html - исследования об авангарде
http://avantgarde.narod.ru/beitraeg...nsformation.htm - Общие вопросы авангардоведения
|