Русский Язык vs Cosmopolitana
Поделитесь опытом "домашнего укрепления" нашего Великого и Могучего. Хороши ли учебники и какие именно?
...препарированные (реферированные) мысли из Новостей Науки.
... зачем уметь выделять в слове приставку, корень, суффикс, окончание? - чтобы правильно применять орфографические правила, существенно различающиеся в зависимости от того, к какой части слова они относятся. При этом для орфографии важно только то, что с-, например, приставка, а что же именно с ее помощью обозначено, уже совсем не важно.
А вот для сознательного выражения мыслей и чувств очень важно, что в сострить с- обозначает "один раз", в слезть -"вниз" + "один раз", в съесть - "результат", а вот в спросить за с- вообще нет никакого значения (и следовательно, это не приставка!), поскольку в современном языке никакой семантической связи между спросить и просить нет.
Вот эти сведения о значениях, несущественные для правописания приставки с-, в высшей степени необходимы для точного выражения своих мыслей и чувств и понимания чужих.
Главным героем должны стать смысл и значение, а не буква и знак препинания, основным инструментом должен стать толковый словарь, а не словарь орфографический (и в толковом словаре слова написаны орфографически правильно). Сомнительной является широко растиражированная мысль о том, что тот, кто ясно мыслит, якобы и ясно излагает.
Для ясного изложения ясная мысль - условие абсолютно необходимое, но недостаточное. Необходимо еще уметь найти для мысли адекватную и ей самой, и ситуации общения, и характеру отношений с адресатом языковую форму.
Все грамматические характеристики слов, такие, как, например, вид, наклонение, время, лицо глагола, число, падеж имени, должны быть непременно переведены из "грамматической" системы координат в чисто семантическую.
Совершенно очевидно, что при изучении русского языка с ориентацией не на правила правописания, но на смысл главное место займет лексика, изучение слов, их значений и сфер употребления.
При этом абсолютный приоритет надо бы придать современному литературному словоупотреблению. Но основное внимание, как и прежде, в учебниках уделяется орфографии и пунктуации.
|