Привет,
мы своего младшего отдали когда ему было год и восемь в семейный, на каждый день. Он, конечно, ревел по утрам, но успокаивался через 15-30 минут, мама первые 2-3 дня ходила туда с ним на несколько часов. Потом, примерно недели через три, прекратил реветь вообще, чувствовал себя хорошо, даже не хотел идти домой, когда забирали.
Потом были два месяца летнего перерыва и с середины августа он пошел в обычный садик. Опять плакал по утрам, но недолго, весь день проходит хорошо. Домой вечером не спешит, показывает, чему научился за день, вроде езды на трехколесном велосипеде. С языком проблем нет, воспитателей понимает, с детьми-финнами играет, дома уже стал говорить финские слова наряду с русскими. И постоянно со старшим братом во дворе играет с его (старшего брата) финскими друзьями. При всем этом ребенку еще нет двух лет.
Хотя, конечно, ребенок ребенку рознь, но вообще обычно чем раньше ребенок пойдет в садик и попадет в иноязычную среду, тем легче он к ней адаптируется. Думаю также, если есть возможность, лучше начинать с семейного садика - там более домашняя обстановка, не такой большой контараст по сравнению с домом и, как следствие, не такой удар по детской психике. А у знакомых ребенок пошел в сад в 4 года, так постоянные истерики, он никого и ничего не понимает, ни с кем толком играть не может, в садик идет как на каторгу.
Ну и, конечно, бывают разные воспитатели. Кто-то может найти подход к ребенку, кто-то - нет. То, что они работают в садике не является гарантией их педагогических способностей. Не все воспитатели, как говорится, одинаково полезны
