Третий “рычаг” – финансирование социальных гарантий осуществляется из государственного и муниципального бюджета на равных началах. Закон установил перед общинами обязательство предоставлять рабочие места лицам, находящимся длительное время без работы, безработным, которых сложно трудоустроить, лицам с ограниченной трудоспособностью (aluevelvoite). Взамен они приобретают право получать субсидии, выделяемые государством для создания рабочих мест. Бюджет общины теперь имеет возможность пополняться в зависимости от количества трудоустроенных. Остается надеяться, что принцип материальной заинтересованности не подведет и на этот раз, что приведет к активизации участия местных органов в процессе трудоустройства социально слабых слоев населения.
Субсидий станет больше, наименования – проще
Комбинированная субсидия (yhdistelmдtuki), которое бюро по трудоустройству выплачивало работодателю для покрытия расходов на зарплату, уходит в прошлое, на смену ей приходит субсидия на зарплату (palkkatuki). Она состоит из двух частей: основная субсидия (perustuki) и дополнительная часть (lisдosa). Размер основной субсидии приравнивается к размеру пособия по безработице и составляет 23,50 евро в день (на начало 2006 года).
Продолжительность выплаты субсидии не превышает обыкновенно 10 месяцев. Размер же определяется индивидуально и зависит от ситуации. Если трудоустраивают безработного, у которого отсутствуют профессиональные навыки, то субсидия может быть увеличена за счет дополнительной части, lisдosa (до 60% от основной субсидии), если работодатель организует обучение на рабочем месте. В особенности это условие относится к частным фирмам и предприятиям. Дополнительную часть в таком же размере может получать также работодатель, трудоустроивший безработного с длительным стажем безработицы или страдающего физическими недугами. В таком случае перед работодателем не ставится условие (как это было в предшествующей практике) заключать с работником постоянно действующий трудовой договор. При некоторых, особо сложных ситуациях добавочная часть может составлять 90% от основной субсидии, т.е. реально сумма почти удваивается.
Такие меры предпринимаются, чтобы улучшить положение лиц с ограниченной трудоспособностью, преодолеть сложившиеся у работодателей недоверие к ним. В целом нововведения ставят своей задачей повысить качество работы, связав ее с обучением.
Проблема безработицы – одна из самых болезненных в современном обществе. Вопрос о ее минимизации стоит в последнее время особенно остро, особенно среди иммигрантов. Насколько финское общество справится с этой задачей, смогут ли государственные ведомства и муниципалитеты эффективно взаимодействовать во имя ее решения, покажет будущее.
Инна Ланкинен
Консультационный центр для иммигрантов Восточного Хельсинки
С благодарностью