Просмотр одиночного сообщения
Old 16-02-2006, 18:24   #110
Anna Leskinen
кумекает
 
Аватар для Anna Leskinen
 
Сообщений: 689
Проживание: Helsinki
Регистрация: 26-06-2003
Status: Offline
Для меня лично важны вопросы, связанные с нравственным обоснованием поступков - моих собственных или окружающих людей. Вслух на эти темы я стала говорить, когда подрос сын и начал интересоваться моим мнением о том, о чем сам задумывался. Именно тогда я и сама начала анализировать, откуда у меня появились личные представления о моральных ценностях и почему я поступаю так, а не иначе, почему ожидаю от сына соблюдений определенных норм.

Отвлеченное обсуждение нравственных вопросов ИМХО - это не обмен мнениями, а обмен сомнениями и находками на пути поиска. Иначе есть риск скатиться к субъективному морализаторству в стиле токующего глухаря. Если же не отвлеченно, а на собственных примерах, то достаточно интимно, как личный дневник становления (см. Руссо и Толстого).

Формирование собственного подхода у меня, например, происходило в свое время как реакция на внешние события, поведение окружающих и мудрые книги, раскрывающие внутренние мотивы или описывающие взаимоотношения героев сложного типа. И я воспринимала многое, примиряя на себя, в порядке "моральной" самоподготовки: я не должна так поступать, вот такие же последствия для моего внутреннего мира это может иметь, я не согласна с этой мыслю или согласна, но явно не дотягиваю до планки.

Часто эмоциональная реакция на поступок (собственный или чужой), смутное недовольство или восхищение опережает анализ. Чем не тема о душе: что есть нравственные страдания? Они надуманны или не выдуманы? – Чаще предшествуют поступку или следуют за ним? Можно ли страдать душой за другого?

В последние годы ощущаю внутреннее несогласие и беспокойство в связи с тем, что все большее распространение получают постулаты: все допустимо во имя внутренней ракрепощенности и довольства собой, что нет границ для свободы ОТ (прежде всего долга и обязательств), что если психологически или социально объяснимо - то не есть безнравственно.

И заглядывая в себя, задаюсь вопросом - а мне лично есть куда отступать, к каким границам и пределам? Или уже пробивают в них брешь новомодные теории о том, что нравственные устои, в том числе и самоограничения - есть либо внутренние комплексы, издержки авторитарного воспитания, либо следствие повышенного внешнего давления окружающих, а все третье - от лукавого без философско-психологического образования?

-----------------
Лучше делать новости, чем рассказывать о них (Уинстон Черчилль)
 
0
 
0
    Ответить с цитированием