"Методологической основой анализа и синтеза материалов, привлекаемых к решению проблем антропогенеза, служат эволюционное учение Чарльза Дарвина и, главное, диалектико-материалистическая философия и как её конкретное выражение трудовая теория А., разработанная Ф. Энгельсом в 70-х гг. 19 в. Её центральная идея заключается в том, что в процессе А. основным фактором прогрессивного эволюционного и исторического развития человека была трудовая деятельность, осуществлявшаяся коллективно на различных уровнях становления общества.
Изготовление и применение орудий труда, осознание этой деятельности давали человеку всё возраставшие возможности активного воздействия на природу, постепенно устраняли действие биологических факторов эволюции. В этом заключается качественное отличие А. от эволюции органического мира, регулируемой исключительно природными закономерностями. К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно подчёркивали, что труд, производство лежат у истоков истории человека и социального объединения человеческих индивидов - общества. "Первый исторический акт этих индивидов, благодаря которому они отличаются от животных, состоит не в том, что они мыслят, а в том, что они начинают производить необходимые им средства к жизни" (Соч., 2 изд., т. 3, с. 19, прим.). Творец материалистической теории происхождения человека Ч. Дарвин также придавал известное значение трудовой деятельности в А., но он не сумел оценить её роли как главной движущей силы этого процесса и не смог увидеть диалектический "скачок" в А., ознаменовавший переход от эволюции животного к истории социального существа - человека. Наиболее плодотворная сторона дарвиновской теории А. заключается в синтезе данных различных наук и исторической преемственности взглядов предшественников. В частности, Дарвин учитывал и соображения английского геолога Ч. Лайеля о значительной древности существования человека, и гипотезу французского естествоиспытателя Ж. Ламарка о возникновении людей от развитой формы "четвероруких", т. е. обезьян. Теорию Дарвина часто называли симиидной (от лат. simia - обезьяна), т. е. обосновывающей происхождение человека от ископаемых высших (человекообразных) обезьян. Сходство современного человека с ныне живущими человекообразными обезьянами, особенно африканскими (шимпанзе, горилла), проявляющееся во многих анатомических особенностях, в строении зародышей, в биохимических и физиологических показателях, служит серьёзным подтверждением этой теории. Весьма существенно её подкрепляют и данные палеонтологии приматов. Доказывая, что предком людей был один вид обезьян, Дарвин обосновал также и видовое единство человека, единое происхождение его рас (монофилия). Дарвин полагал, что древнейшие люди могли возникнуть в Африке.
В антропологии проблема прародины человека ещё не получила окончательного решения. Одни исследователи считают, что человек возник в Африке, другие - в южных районах Евразии. Есть учёные, считающие местом происхождения человека область так называемого Средиземья, охватывающего С.-В. Африки и Ю. Европы и Азии. Из возможных областей прародины исключаются Австралия, где эволюционное развитие млекопитающих не пошло выше сумчатых животных, и С. Евразии и Америки, поскольку здесь не обитали высшие обезьяны."
|