Цитата:
Сообщение от СТРАННИК
Ау, Мася!
Вот так всегда сплошная заманушка - заходи - пиши - спрашивай.
Как насчет хотя бы .
|
Приветик! Очень рада тебе! Пытаюсь выкраивать время для общения здесь из плотного потока учёбы. Если хочешь - почитай мой доклад по мистике (начало).
сорри, кому внапряг долго читать
Мистика (греч. мistikos – таинственный) - сакральная религиозная практика, направленная на достижение непосредственного сверхчувственного общения и единения с Богом в экстатически переживаемом акте откровения, а также система теологических доктрин, ставящих своей задачей концептуализацию и регламентирование этой практики. (Новейший философский словарь / Сост. А.А.Грицанов. – Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. – 896 с.)
В контексте трактовки Бога как личности, - мистика выстраивается на коммуникативной основе, т. е. мистическое единение индивидуальной души с Богом осмысливается как диалог, личное и личностно остро значимое общение, духовное единство, которое принципиально недостижимо односторонним усилием мистика, но предполагает обоюдность стремления в диапазоне от «нашла ли ты, душа моя, что искала? Ты искала Бога и ты нашла отклик Его» у Ансельма Кентерберийского – до «ты не искала бы, если бы тебя саму прежде не искали» у Бернара Клервоского.
Богословская мистика, в отличие от схоластики, - и в высшей степени это относится к Майстеру Экхарту, - представляет собой результат личного религиозного опыта, интуитивного познания Бога, открывающегося в так называемой unio mystica, - мистическом, тайном, данном через откровение, единении с Божеством. Оно зиждется на глубокой связи с Писанием, с Новым Заветом, это есть своеобразная рефлексия на богодухновенность четвёртого Евангелия, смысл которого дан в словах Спасителя: «Да будет всё едино; как ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино». (Ин.17:21)
Христианская мистика культивирует в качестве своего обоснования восходящую к Ареопагитикам апофатическую теологию в противоположность развиваемой схоластикой катафатической: трансцендентный Бог может быть выражен лишь через отрицательные определения, т. е. путём последовательного снятия всех Его эмпирически фиксируемых атрибутов.
Формула мистики – «как Бог во мне, так и я в Боге» – представляет собой перифразу речей Спасителя, представленных Иоанном Богословом. Методом богословской мистики является метод поэтической рефлексии. Так внетеологическая мистическая литература делает акцент на метафорических формах выражения, реализуясь как правило, в жанре аллегорической поэзии: «мой Бог – любовь, любовь к Нему – мой путь. Как может с сердцем разлучится грудь?» (Омар Ибн аль-Фарид).
Мистиками практикуются различные духовные упражнения, реколлекции, но все они выступают лишь средством совершенствования любви к Господу («Одному Господу и честь, и слава, но ни та, ни другая не будет угодна Господу, не приправленная мёдом любви» - Бернар Клервоский).
Центральным смыслом всех приёмов этого порядка выступает подавление индивидуальности сознания, понятое как освобождение пути для Слова Божьего, ибо в момент откровения устами мистика будет говориить Бог: «в сосуде не может быть сразу двух напитков: если нужно наполнить его вином, надобно сперва вылить воду, - он должен стать пустым. Поэтому, если хочешь получить радость от восприятия Бога…, ты должен вылить вон и выбросить тварей» (Майстер Экхарт).
На основе во многом сходных с основоположениями мистики идей деформализации веры и непосредственности контакта души с Богом вырастает христианский протестантизм. В принципе, в своём возникновении он питается теми же корнями, что и мистика: - приоритетное акцентирование внутренней интимной веры (отказ от католической концепции «добрых дел»), принцип sola fide, как единственное возможное основание спасения.
Такой характер богословская мистика имела в Германии и в северных, граничащих с ней, странах (“туманных”, “сумрачных”, “романтических”), ставших впоследствии протестантскими, например, Голландия, Швеция или Дания. Явившись как следствие индивидуального интуитивного опыта, германская мистика подготовила Реформацию. Лютер оформил опыт школы Экхарта, рационально использовав его.
А так - спрашивай, что непонятно и интересно. Буду рада помочь.