Очень долго время финское образование имело репутацию лучшего, по тестам PISA.
На эту тему была масса публикаций и иностранные делегации постоянно приезжали поучиться.
И вдруг, рейтинг школьного образования пошел вниз, а по количеству людей с АМК или университетским образованием свалился ниже среднего (между Турцией и Чили). В качестве причин указывается слабое школьное образование.
Если коротко, то:
1. Соотношение результатов тестов PISA и качества образования, мягко говоря, неоднозначное.
2. Процент получающих дипломы о в/о ничего не говорит о качестве этого в/о.
Очень долго время финское образование имело репутацию лучшего, по тестам PISA.
На эту тему была масса публикаций и иностранные делегации постоянно приезжали поучиться.
И вдруг, рейтинг школьного образования пошел вниз, а по количеству людей с АМК или университетским образованием свалился ниже среднего (между Турцией и Чили). В качестве причин указывается слабое школьное образование.
Ну если основываться на личных впечатлениях, то, по крайней мере в начальной школе (1-6):
- общий уровень преподавания ориентирован на самых слабых учеников в классе. Соответственно все "подтягиваются" к нему, а не наоборот.
- очень сильная зависимость качества преподавания от персональных качеств учителей. Если у них нет желания развивать детей, то класс будет слабым. Примеров из личной практики множество. Начиная от нежелания проверить у ребенка с олимпиадные задачи с аргументом "это не входит в мои обязанности и мне не нужно" (при том, что надо просто войти под личным ID и сверить номера ответов, тогда как у родителей туда доступа просто нет), до предложений детям изучать темы на уроках по матемаитке полностью самостоятельно. Что сразу отражается на оценках по контрольным.
При одновременном обучении в финской школе + по программе обычной школы РФ разница в обьеме и глубине материала видна очень сильно. Я вполне допускаю что потом это разрыв уменьшается, и, даже, возможно, меняет "знак", но пока это так.
Про обучение "родному языку" по местным городским программам говорить не буду - это просто позорище.
Так что качество школьного образования IMHO основной фактор. Кроме того, я не знаю как сейчас, а в недавнем прошлом в школы приходили "агитаторы", которые настойчиво предалагали не получать высшее образование, чтобы "сразу зарабатывать и быть независимыми от родителей". Слышал про подобное от нескольких знакомых, не связанных между собой.
Если коротко, то:
1. Соотношение результатов тестов PISA и качества образования, мягко говоря, неоднозначное.
2. Процент получающих дипломы о в/о ничего не говорит о качестве этого в/о.
Так не про качество речь. Люди либо не поступают, либо поступают, но не заканчивают.
Сообщений: 22,965
Проживание: Finland
Регистрация: 15-05-2005
Status: Offline
Цитата:
Сообщение от -Dr-
Очень долго время финское образование имело репутацию лучшего, по тестам PISA.
И вдруг, рейтинг школьного образования пошел вниз
По тестам PISA фин.образование вроде как на высоте.
По какому рейтингу вдруг вниз?
Результатов PISA-2022 пока ещё нет, а по результатам PISA-2018 финны в 6-7 лучших по науке и чтению,
по математике в 16 лучших, как и в 2015 в 13 лучших, а не в самых первых:
см. https://en.wikipedia.org/wiki/Progr...nt _Assessment
Фин. школьное/peruskoulu образование традиционно более гуманитарное, нежели математическое,
поэтому хорошо с математкой в тестах PISA при том, что в начальной-средней школе много языкознания, рукоделия, музыки, истории, религии (закон Божий), природоведения, а математика нарастает потихоньку.
Вот в лукио там рывок происходит по желанию - учащиеся лукио могут выбрать pitkä или lyhyt matematiikka.
Будучи по образованию физиком-математиком, считаю, что это правильно, не нужно мучить всех подряд с детства слишком сильной математикой, как это было в нашей сов. школе.
ПС Проблема школьного образования повсюду в полной оторванности от медицины - так было и есть.
Людей в школе не учат тому, что им больше всего нужно для самих себя.
-----------------
A bad peace is better than a good war
"Se, joka ihannoi sotaa, on mielipuoli" (c/Adolf Ehrnrooth)
Давайте, Jade, с порога, как проверить меняет ли линейное преобразование ориентацию векторного пространства, с пояснением желательно? Простой вопрос, для первокурсника, только сегодня на собеседовании задавал))
P.S. Скажем, я вам верю, так, чтобы у остальных сомнений никаких в вашей технической подготовке не оставалось Заодно качество совесткого образования подтвердите.
Нет, Alexer, давай луше будем тут тебя экзаменовать, тема как раз об этом.
Опять понты качаешь.
Нет, понты я не качаю. Вы очень часто подчеркиваете, что вы физик-математик. Когда это сказанно один-два раза, то внимания еще не обращаешь. Но когда это начинает повторяться стабильно, то уже возникает вопрос "ну и чьи здесь понты?" Так что хорошо бы подтвердить квалификации или несчитово.
P.S. Судя по всему, меня экзаменовать не прийдется.
Давайте, Jade, с порога, как проверить меняет ли линейное преобразование ориентацию векторного пространства, с пояснением желательно? Простой вопрос, для первокурсника, только сегодня на собеседовании задавал))
P.S. Скажем, я вам верю, так, чтобы у остальных сомнений никаких в вашей технической подготовке не оставалось Заодно качество совесткого образования подтвердите.
Ооооо. Обожаю этих любителей задавать на собеседовании вопросы из программы университета, особенно с первого курса желательно, чтоб это всё наверняка уже было забыто. Вы ещё потом публично небось над кандидатами стебетесь, что мол не знают такого элементарного?
Бывало у меня такое на интервью, но вот так мне и не понадобились преобразования Фурье и Лапласа на той работе. Зато наслушавшись всякого от этого интервьюера впоследствии про других кандидатов не прошедших его "контроль", этот человек мне стал глубоко неприятен.
Ооооо. Обожаю этих любителей задавать на собеседовании вопросы из программы университета, особенно с первого курса желательно, чтоб это всё наверняка уже было забыто. Вы ещё потом публично небось над кандидатами стебетесь, что мол не знают такого элементарного?
Бывало у меня такое на интервью, но вот так мне и не попадались преобразования Фурье и Лапласа на той работе. Зато наслушавшись всякого от этого интервьюера впоследствии про других кандидатов не прошедших его "контроль", этот человек мне стал глубоко неприятен.
В той сфере, на которую собеседовался этот конкретно кандидат это необходимо знать, это простая линейная алгебра, так что никто никого не стебал и в мыслях не имел подобного. У меня такие же примерно вопросы (и даже сильно сложнее) были в свое время на собеседовании в Naughty Dog в Санта-Монике. Только на ответ давалось не более 15секунд. У на попроще и порасслабленнее, но и контора не такая "модная".
P.S. Кандидат, кстати, на вопрос ответил идеально точно и даже смог обосновать свой ответ доказательно.
Сообщений: 22,965
Проживание: Finland
Регистрация: 15-05-2005
Status: Offline
Цитата:
Сообщение от alexer
Нет, понты я не качаю. Вы очень часто подчеркиваете, что вы физик-математик. Когда это сказанно один-два раза, то внимания еще не обращаешь. Но когда это начинает повторяться стабильно, то уже возникает вопрос "ну и чьи здесь понты?" Так что хорошо бы подтвердить квалификации или несчитово.
P.S. Судя по всему, меня экзаменовать не прийдется.
Ты, Алексер, качаешь понты и свою учёную степень "доктора физмат наук" постоянно выпячиваешь - вчера в связи с историей вообще неуместо,
а про моё образование лишь вчера узнал и сам цеплял расспросами, а эту тему -Dr- открыл, видимо, в продолжение вчерашнего оффтопа про образование.
Что это за формулы такие:
-----------------
A bad peace is better than a good war
"Se, joka ihannoi sotaa, on mielipuoli" (c/Adolf Ehrnrooth)
Ты, Алексер, качаешь понты и свою учёную степень "доктора физмат наук" постоянно выпячиваешь - вчера в связи с историей вообще неуместо,
а про моё образование лишь вчера узнал и сам цеплял расспросами, а эту тему -Dr- открыл, видимо, в продолжение вчерашнего оффтопа про образование.
Что это за формулы такие:
Если, Яде, вы решили удивить меня наспех скачанными из интернета уравнениями Максвелла, то не стОит
Давайте, Jade, с порога, как проверить меняет ли линейное преобразование ориентацию векторного пространства, с пояснением желательно? Простой вопрос, для первокурсника, только сегодня на собеседовании задавал))
P.S. Скажем, я вам верю, так, чтобы у остальных сомнений никаких в вашей технической подготовке не оставалось Заодно качество совесткого образования подтвердите.
Я думаю на это вопрос скорее ответит не человек с математическим образованием, а человек который программирует 3D графику и делает эти преобразования по ведерку в день. Я вот прикладной математик и уже не смогу вспомнить меняет или нет. А вот в универе когда мы это делали и даже какие тот простые 3D движки делали от зубов отскакивало. Ну не нужно мне это в жизни.
а эту тему -Dr- открыл, видимо, в продолжение вчерашнего оффтопа про образование.
Что это за формулы такие:
Вовсе нет. Попалась статья, вспомнил, как ломали копья на форуме.
Кто-то нахваливал финское образование, кто-то (myself included), наоборот был настроен скептически.
Что до споров, кто лучший математик - мне непонятно в принципе. форум совсем не то место, где это выясняется.
Следующий шаг поплавок на пиджак повесить.
Фу, как же так без подробностей, ну и уровень знаний - для чего нужно каждое из четырёх.
Сейчас Алексер лихорадочно побежит в интернет
Мне не пришлось бежать в интернет, чтобы их узнать, поверьте) Я думаю, я достаточно ответил на ваш вопрос. Устраивать ликбез намерений не имел) В общем, как видите, неплохой уровень остаточных знаний из финских универов, если по теме. Да и из российских тоже Особенно, если учесть, что я редко (на самом деле, почти никогда) это использую в профессиональной деятельности.
Цитата:
Сообщение от malexTrolli
Я думаю на это вопрос скорее ответит не человек с математическим образованием, а человек который программирует 3D графику и делает эти преобразования по ведерку в день. Я вот прикладной математик и уже не смогу вспомнить меняет или нет. А вот в универе когда мы это делали и даже какие тот простые 3D движки делали от зубов отскакивало. Ну не нужно мне это в жизни.
Я думаю, действительно зависит от того, насколько часто приходится пользоваться математикой в работе. Неактуализируемые знания утрачиваются.
Смотрела репортаж в новостях на эту тему. Одной из главных причин называют слишком большие классы и сокращение дотаций на, например, специализированных учителей.
Получается, что детям, которым нужна дополнительная помощь, приходится учиться в и так переполненных обычных классах и отсюда результат.
Фу, как же так без подробностей, ну и уровень знаний - для чего нужно каждое из четырёх.
Сейчас Алексер лихорадочно побежит в интернет
Многоуважаемая Jade, мы бесспорно поражены глубиной ваших знаний, как и пионерским задором.
Мне кажется, что вместо дискуссии на тему основ физики и математики Вам следует просто привести Ваш H-index и, например, количество ваших статей в Nature и Science, и все вопросы будут сняты.
P.S. Образование в ФИ среднее и обеспечивает очень хороший средний уровень. Если ребенок способный и способности выше среднего, то это его проблеммы (и его родителей).
Смотрела репортаж в новостях на эту тему. Одной из главных причин называют слишком большие классы и сокращение дотаций на, например, специализированных учителей.
Получается, что детям, которым нужна дополнительная помощь, приходится учиться в и так переполненных обычных классах и отсюда результат.
Ольга права, дотации оочень уменьшились в школах, к сожалению. Там где врач Рекомендует специальный клас или ассистента ребенку, практически не выполняется сейчас. Толйко если Должен быть. Финансирование школ силжно уменьшилось по сравнению с прошлыми годами. И читайте новости, если раньше на замену учителя шел кто то с педагигическим образованием образованием, то сейчас и без педагогического образования желающих мало. Как на замену учителей так и в ассистенты. Сами понимаете, как может работать в школе человек без соответствующего образования. Оочень много трудностей сейчас в школе из за нехватке персонала и соответственно знания о детей хромает.
Сообщений: 22,965
Проживание: Finland
Регистрация: 15-05-2005
Status: Offline
Цитата:
Сообщение от Винни
Многоуважаемая Jade, мы бесспорно поражены глубиной ваших знаний, как и пионерским задором.
Мне кажется, что вместо дискуссии на тему основ физики и математики Вам следует просто привести Ваш H-index и, например, количество ваших статей в Nature и Science, и все вопросы будут сняты.
Кто это "мы"? "мы Винни 1-й государь всея колхоза имени павлика морозова" или кто?
Зачем магистрам индекс хирша?
Про H-index вопрос доктору Алексеру, а не магистрам, которые не собираются "двигать" науку.
Для преподавания физики в лукио вам даже степень магистра не поможет,
если у вас менее 55 ov/120 op физики и если нет педагогических 35 ov/60 op;
и вдобавок нужно 35 ov/60 op математики или химии (или..), если не одну физику собрались преподавать.
Например, у меня в фин. зачёте 55 ov физики + 35 ov математики + 35 ov педагогики + 15 ov английский,
поэтому имею опыт преподавания в лукио несколько лет - недолго, т.к. на английском не набиралось нужных мне часов, а с финским ниже уровня натива не получалось двигать коллег.
А дальнейший мой опыт работы вне преподавания таков, что физмат - это десятое,
в аспирантуре правила английский аспирантов-географов до отправки их работ профессору,
а работая инспектором при губернаторе моё языкознание "наше всё", а степень магистра даёт вес/украшает CV, но вне набора предметов.
Степень магистра гораздо легче получить, чем стать квалифицированным преподом лукио,
сравните количество op: Aineenopettajan kelpoisuus lukiossa 180-240 op: vähintään 60 op (35ov) pedagogiset opinnot + vähintään 120 op (55ov) opetettavan aineen opinnot + vähintään 60 op (35ov) muissa opetettavissa aineissa. https://www.jyu.fi/edupsy/fi/opiske...suusvaatimukset Fysiikan maisteriohjelma 120 op:
Pakolliset syventävät opinnot (58 op) + Valinnaiset syventävät opinnot (vähintään 32 op) + Vapaasti valittavat opinnot (29 op) + Muut yhteiset opinnot (1 op) https://www.jyu.fi/ops/fi/science/f...hjelma-fysiikka
-----------------
A bad peace is better than a good war
"Se, joka ihannoi sotaa, on mielipuoli" (c/Adolf Ehrnrooth)
Сообщений: 22,965
Проживание: Finland
Регистрация: 15-05-2005
Status: Offline
Цитата:
Сообщение от -Dr-
Попалась статья, вспомнил, как ломали копья на форуме.
Кто-то нахваливал финское образование, кто-то (myself included), наоборот был настроен скептически.
А что конкретно, по-вашему, не гуд и в сравнении с чем?
Вы как тс объясните, по каким показателям оцениваете, чтоб не одни эмоции.
На мой взгляд, в ala-aste и в lukio сплошь плюсы,
а минусы yläaste/7-9 классов возрастные и усугубляются в зависимости от "злачности" района города.
И, сравнивая с сов/рос. системой образования, финская система лучше,
т.к. в лукио уч-ся поступают на основе конкурса аттестатов после 9-летки, а не автоматически зачисляются, как в сов. школах в 9-10/11 класс (искл. спец.школы).
-----------------
A bad peace is better than a good war
"Se, joka ihannoi sotaa, on mielipuoli" (c/Adolf Ehrnrooth)
А что конкретно, по-вашему, не гуд и в сравнении с чем?
Вы как тс объясните, по каким показателям оцениваете, чтоб не одни эмоции.
На мой взгляд, в ala-aste и в lukio сплошь плюсы,
а минусы yläaste/7-9 классов возрастные и усугубляются в зависимости от "злачности" района города.
И, сравнивая с сов/рос. системой образования, финская система лучше,
т.к. в лукио уч-ся поступают на основе конкурса аттестатов после 9-летки, а не автоматически зачисляются, как в сов. школах в 9-10/11 класс (искл. спец.школы).
Я неоднократно на эту тему высказывался, сейчас много подзабыл.
Например, учителя вольны проходить или не проходить материал. В итоге в конце, по-моему 6 класса было не пройдено несколько глав учебника (так учитель решил), один раз учитель просто забил и рассказывал охотничьих истории.
детям дается право планировать свою работу, когда они к этому не готовы. В итоге неразбериха; как правило, отстутствие дисциплины в классе; внимание на процесс, а не результат "ничего, что "6", главное ты старался", вместо того, чтобы направить на то, чтобы постараться и сделать "8");
- На обсуждение в духе " у нас 8, что сделать, чтобы поднять оценку?" ответ учителя: "8" тоже хорошая оценка"
Между лукио и школой - пропасть. Требование у той же математике в разы выше. Знаю многих из одноклассников ребенка, кто просто не тянул, хотя в школе был на хорошем счету;
в старшей школе идиотская система сдвоенных уроков (два академич. часа на один предмет, дети просто не высиживают)
- "словесные" оценки в младшей школе вместо численных. Совершенно неясно, как их понимать.
Более того, имел возможность сравнить старшую школу в Фин. и в Швеции, над которой, как правило, подсмеиваются. За все школы не скажу, но из тех, что знаю:
- полностью прозрачная система оценки знаний - родитель всегда знает, по какому параметру ребенок не дотянул. На каждую работу критерии. В Фин так иногда бывает, но не всегда. Ситуация "эта училка меня не любит, поэтому все плохо" менее вероятна.
- гос. контрольные в 3, 6 и 9-м классе. В конце школы мало будет сюрпризов, если до того было все плохо.
Наверное можно продолжать, но в целом образовательная система Фин., на мой взгляд, не заслуживает, чтобы ее взахлеб приводили в пример, как самую лучшую
Сообщений: 22,965
Проживание: Finland
Регистрация: 15-05-2005
Status: Offline
Цитата:
Сообщение от -Dr-
..Между лукио и школой - пропасть..
И это правильно, разве нет?
Если, по-вашему, это минус, то как иначе демократическая система образования должна балансировать между способными и неспособными уч-ся?
Попробую объяснить, почему считаю фин. систему оптимальной.
Начнём с реформы 1970х, когда закрыли kansakoulu и oppikoulu.
Раньше путь в высшее образование был закрыт, если школьник после 4-5 лет учёбы в kansakoulu не мог поступить в oppikoulu:
у богатых было больше шансов нанять репетиторов и натренировать детей для oppikoulu, после чего открывался путь в лукио и далее в высшее образование.
Теперь школьники 9 лет тренируются в peruskoulu до разделения на лукио и пту, и даже после пту можно поступать в вуз.
Главное - высшее образование бесплатное и у всех равные права, как и в СССР тоже.
Но! в СССР слабые награждались двойками и клеймились позором — вот вся "помощь" родителям,
а недоразвитые помещались в школы для умственно отсталых.
А вот в Финляндии слабым спец.класс и/или персональный помощник и много доп.занятий,
и нет никакой псих.дискриминации "лодырей-двоеШников", как в сов.школе.
В сравнении с сов/рос школой, фин. школа очень много вкладывает в слабых уч-ся (по запросам Vremja),
а не в способных (по запросам Винни), но это только 9 лет прыжков в уравниловке, а влетать в лукио надо на своих крыльях.
Так что фин. система 9 лет много вкладывает в слабых/неспособных для их усиления, а вот уже в лукио и в высшее образование надо самостоятельно прорываться,
поэтому пропасть между школой и лукио оправдана, как и дальше пропасть между лукио и университетом.
-----------------
A bad peace is better than a good war
"Se, joka ihannoi sotaa, on mielipuoli" (c/Adolf Ehrnrooth)
И это правильно, разве нет?
Если, по-вашему, это минус, то как иначе демократическая система образования должна балансировать между способными и неспособными уч-ся?
Так что фин. система 9 лет много вкладывает в слабых/неспособных для их усиления, а вот уже в лукио и в высшее образование надо самостоятельно прорываться,
поэтому пропасть между школой и лукио оправдана, как и дальше пропасть между лукио и университетом.
Знаю несколько университетских преподов (местных), которые сетовали как раз на то, что из-за слияния двух разных ветвей качество упало. Как по другому обеспечить равные возможности, я не знаю. В принципе есть старшая школа с углубленным изучением естественных наук (LuMa), музыки или рисования, куда поступают по тестам. Однако, их очень мало.
- Ориентация на слабого: сильные в обычном классе не получают то, что могли бы.
- Высшее после АМК: в теории да (и это активно рекламируют на профориентации), на деле лукавство: по статистике только 15%. Все же там главное профессия, а не академич. достижения
- Не согласен с пропастью между лукио и универом - в последний поступают по выпускным оценкам.
- Если после школы в лукио проблемы, это из-за школы, а не из-за лукио.
Мне не очень понятно, почему в лукио надо прорываться. Наверное, чтобы потом в газетах писать статьи, сетуя на падающее число образованных.
Так что фин. система 9 лет много вкладывает в слабых/неспособных для их усиления, а вот уже в лукио и в высшее образование надо самостоятельно прорываться,
поэтому пропасть между школой и лукио оправдана, как и дальше пропасть между лукио и университетом.
Если государственная политика состоит в том, что в высшее образование надо прорываться, то в современном мире это ничем хорошим не закончится, для экономики данного государства, ессно. У Финляндии нет печатного денежного станка для импорта готовых высококвалифицированных специалистов из-за рубежа. Остается только АМК и производства с малой долей интеллектуального труда. А поскольку трудовые ресурсы тут дорогие, дешевой энергии нет, то и все
Сообщений: 22,965
Проживание: Finland
Регистрация: 15-05-2005
Status: Offline
Цитата:
Сообщение от -Dr-
Не согласен с пропастью между лукио и универом - в последний поступают по выпускным оценкам.
Нет, вы сильно заблуждаетесь, в университет всегда поступали с вступительными экзаменами + аттестат на медфак, физфак, химфак, биофак, филфак и прочие классические дисциплины.
По выпускным экзаменам лукио (ylioppilastutkinto) без вступительных экзаменов лишь в некоторые институты/АМК при хроническом недоборе уч-ся,
а в университеты без экзаменов даже не представляю, куда могли раньше пускать.
Но! с 2020, действительно, есть послабления - многих пускают по аттестам лукио, с этим нужно разбираться по конкретным универам и факультетам, куда вдруг без вступительных экзаменов.
см. Yliopistojen valintakokeet ja todistusvalinta https://www.studentum.fi/tietoa-hakijalle/paasykokeet/
Цитата:
Valtaosa opiskelijoista valitaan keväästä 2020 lähtien todistusvalinnassa eli ylioppilastutkintotodistuksen perusteella.
Loput opiskelijat valitana valintakokeen tai todistuksen ja valintakokeen perusteella.
Jos sinulla ei ole yo-todistusta, voit tulla valituksi valintakokeen perusteella. Valintaperusteet voivat vaihdella eri yliopistojen ja koulutusten välillä. Todistusvalinnassa painotetaan eri aineita eri aloille pyrkiessä.
Главное - вы понимаете пропасть между учёбой в лукио и школе, хотя в лукио поступают по аттестату без экзаменов,
а пропасть между учёбой в лукио и в универе не понимаете из-за поступления по аттестату. Где логика?
Вы себе не противоречите, нет?
Относительно лёгкое поступление нельзя приравнивать к легкой учёбе.
Вот из вашего семейного опыта (судя по вашим жалобам) дети нелегко учились в ala-aste,
хотя в школу попадают автоматом.
Если, по-вашему, тяжело в ala-aste, зато легко в универе, то, значит, фин. система - супер-класс.
-----------------
A bad peace is better than a good war
"Se, joka ihannoi sotaa, on mielipuoli" (c/Adolf Ehrnrooth)
Главное - вы понимаете пропасть между учёбой в лукио и школе, хотя в лукио поступают по аттестату без экзаменов,
а пропасть между учёбой в лукио и в универе не понимаете из-за поступления по аттестату. Где логика?
Вы себе не противоречите, нет?
Относительно лёгкое поступление нельзя приравнивать к легкой учёбе.
Вот из вашего семейного опыта (судя по вашим жалобам) дети нелегко учились в ala-aste,
хотя в школу попадают автоматом.
Если, по-вашему, тяжело в ala-aste, зато легко в универе, то, значит, фин. система - супер-класс.
В лукио поступают на основе выпускного из школы. И лукио бывают сильно разные, с проходным 9,5 и 7,5.
Почему-то большинство хочет в первые.
Противоречия не вижу. Уровень университета и лукио ближе между собой, чем школа и лукио. Часть материала лукио проходится на первых курсах универа.
Детям учеба давалась просто, иногда слишком. Были проблемы с отдельным учителем, но не только у нас, у других родителей тоже. Все закончилось хорошо, аттестат хороший и был выбор. Однако, остаюсь при мнении, что не благодаря системе, а несмотря на.
Сообщений: 22,965
Проживание: Finland
Регистрация: 15-05-2005
Status: Offline
Цитата:
Сообщение от -Dr-
Уровень университета и лукио ближе между собой, чем школа и лукио. Часть материала лукио проходится на первых курсах универа.
Вы это серьёзно? Какую часть материала лукио проходят на медфаке? Никакую.
Лукио ближе к школе набором предметов, но объём материала резко усложнён,
а в универе дисциплины в рамках специализации резко отличаются от лукио.
Ну приведите пример конкретного факультета, может, и найдётся там материал лукио.
Если речь о филфаке, то вступительный экзамен на английскую филологию в разы труднее выпускного экзамена на сов. филфаке.
А вот на русском отделении, наверное, точно проходят некую часть лукио
-----------------
A bad peace is better than a good war
"Se, joka ihannoi sotaa, on mielipuoli" (c/Adolf Ehrnrooth)
Вы это серьёзно? Какую часть материала лукио проходят на медфаке? Никакую.
Лукио ближе к школе набором предметов, но объём материала резко усложнён,
а в универе дисциплины в рамках специализации резко отличаются от лукио.
Ну приведите пример конкретного факультета, может, и найдётся там материал лукио.
Если речь о филфаке, то вступительный экзамен на английскую филологию в разы труднее выпускного экзамена на сов. филфаке.
А вот на русском отделении, наверное, точно проходят некую часть лукио
Гуманитарные дисциплины я бы не рассматривал.
Но вот, например, матан aka calculus присутствует и там и там. Есть определенный переход между лукио и универом (особенно IB).
Между школой и лукио его нет (в школе чуть ли не линейными уравнениями все заканчивается). Кроме того, темп в лукио очень высокий. Два месяца - учебник закончен, тест, берем следующий. В школе все существенно медленнее.
Всем привет. Любопытно мне, как вы считаете. Необходимость занятий с репетитором для поступления в универ или даже в лукио--это нормальное явление?
После советской школы этого не требовалось. Разве что желательно было читать журнал "квант", учиться в какой-нибудь заочной физмат-школе, за бесплатно, кроме почтовых расходов. Теоретически, можно было и без этого, но те, кто этим морочились, имели явное преимущество. Правильно помню?
Чем эта система была плоха или хороша?
как проверить меняет ли линейное преобразование ориентацию векторного пространства
И какой правильный ответ, если не секрет? По знаку определителя матрицы линейного преобразования? Если рассмотреть два вектора на плоскости, то их векторное произведение дает перпендикулярный к данной плоскости вектор, который как раз и определяет ориентацию. А векторное произведение выражается через определитель. Но это простейший вариант, в общем случае я не думал как там будет.
Но вообще надо быть осторожным с такими вопросами Можно нарваться на кого-нибудь, кто спросит - "а мы рассматриваем конечномерные или, в том числе, бесконечномерные линейные пространства?", "а векторное пространство над полем вещественных или комплексных чисел? или вообще над произвольным полем?". Может получится неудобно
Сообщений: 22,965
Проживание: Finland
Регистрация: 15-05-2005
Status: Offline
Цитата:
Сообщение от -Dr-
Гуманитарные дисциплины я бы не рассматривал.
Но вот, например, матан aka calculus присутствует и там и там. Есть определенный переход между лукио и универом (особенно IB).
Между школой и лукио его нет (в школе чуть ли не линейными уравнениями все заканчивается). Кроме того, темп в лукио очень высокий. Два месяца - учебник закончен, тест, берем следующий. В школе все существенно медленнее.
Так вы всё свели к математике и больше ничего не рассматриваете.
Между лукио и универом пропасть почти для всех универ. дисциплин, кроме математики и рус.яза,
где частично есть материал лукио.
По-вашему, университет = одна математика?
Вдобавок, в лукио матанализ есть в длинной математике, а не в короткой.
На эту тему см. про граду о существенной разнице в программах лукио и универа по матанализу
"Eroja lukio- ja yliopistomatematiikassa erityisesti lukion differentiaali- ja integraalilaskennan jatkokurssissa" https://trepo.tuni.fi/bitstream/han...e=1&isAllowed=y
-----------------
A bad peace is better than a good war
"Se, joka ihannoi sotaa, on mielipuoli" (c/Adolf Ehrnrooth)
Всем привет. Любопытно мне, как вы считаете. Необходимость занятий с репетитором для поступления в универ или даже в лукио--это нормальное явление?
После советской школы этого не требовалось. Разве что желательно было читать журнал "квант", учиться в какой-нибудь заочной физмат-школе, за бесплатно, кроме почтовых расходов. Теоретически, можно было и без этого, но те, кто этим морочились, имели явное преимущество. Правильно помню?
Чем эта система была плоха или хороша?
Если Вам не требовалось , то это не значит что другим не требовалось.
В советское время за работу репетитором можно было в тюрьму попасть (незаконный заработок).
Это не афишировалось , но это было.
А в общем судя по молодежи ситемы образования резко меняются сейчас.
Удаленное обучение не требует вообще очного поступления, все лекции есть в инете.
И можно слушать лекции лучших преподов , а не тех кто в универе работает.
Я думаю скоро универы останутся только как лабораторные центры и места общения.
Так вы всё свели к математике и больше ничего не рассматриваете.
Между лукио и универом пропасть почти для всех универ. дисциплин, кроме математики и рус.яза,
где частично есть материал лукио.
Вы же, наверное, знаете, как работает теория: достаточно одного свидетельства (в данном случае математика как предмет), отрицающего теорию (в данном случае пропасти между лукио и универом), что доказывает неверность теории.
По мне так это вообще не важно что есть типа огромная пропасть между лукио и университетами.
Потому как университет должен научить практически с 0.
Например в юриспруденции или медицине - школьные знания вообще не важны (как показывает
практика в математике и физике так же)
Универам важно отобрать адекватных , способных обучатся людей - а вот это уже поблема.
По этому используются разнве методики для писка таких людей.
Если бы было достаточно финансов , то зачислять можно всех кто хочет, и за год отсеять лишних.
И какой правильный ответ, если не секрет? По знаку определителя матрицы линейного преобразования? Если рассмотреть два вектора на плоскости, то их векторное произведение дает перпендикулярный к данной плоскости вектор, который как раз и определяет ориентацию. А векторное произведение выражается через определитель. Но это простейший вариант, в общем случае я не думал как там будет.
Но вообще надо быть осторожным с такими вопросами Можно нарваться на кого-нибудь, кто спросит - "а мы рассматриваем конечномерные или, в том числе, бесконечномерные линейные пространства?", "а векторное пространство над полем вещественных или комплексных чисел? или вообще над произвольным полем?". Может получится неудобно
1. Да, определитель матрицы будет положительным в том и только в том случае, когда ориентация векторного пространства не меняется. Это справедливо для любого эвклидова пространства над полем вещественных чисел. Это до известной степени правда не только для трехмерного пространства. Если очень охота взорвать мозг спрашивающему, то можно сказать, что определяется знаком в нуле характеристического многочлена преобразования
2. Неудобно не получится: все вопросы, которые вы задали - это нормальные уточнения, которые только лишь усиливают положительные впечатления от кандидата. Далее, конкретно по уточнениям: для бесконечномерных линейных пространств ориентация не определяется в общем случае (пространство, как минимум, должно быть Гильбертовым и в них фокусы с определителями не проходят по очевидным причинам); над полем комплексных чисел, равно как и над произвольным полем понятие ориентации пространства неопределено. До некоторой степени его можно ввести для эрмитовых преобразований (но тогда фокус с определителем и будет являться определением)
Сообщений: 22,965
Проживание: Finland
Регистрация: 15-05-2005
Status: Offline
Цитата:
Сообщение от alexer
1. Да, определитель матрицы будет положительным в том и только в том случае, когда ориентация векторного пространства не меняется. Это справедливо для любого эвклидова пространства над полем вещественных чисел. Это до известной степени правда не только для трехмерного пространства. Если очень охота взорвать мозг спрашивающему, то можно сказать, что определяется знаком в нуле характеристического многочлена преобразования
2. Неудобно не получится: все вопросы, которые вы задали - это нормальные уточнения, которые только лишь усиливают положительные впечатления от кандидата. Далее, конкретно по уточнениям: для бесконечномерных линейных пространств ориентация не определяется в общем случае (пространство, как минимум, должно быть Гильбертовым и в них фокусы с определителями не проходят по очевидным причинам); над полем комплексных чисел, равно как и над произвольным полем понятие ориентации пространства неопределено. До некоторой степени его можно ввести для эрмитовых преобразований (но тогда фокус с определителем и будет являться определением)
Понятно, а теперь то же самое изложите по-английски, а лучше по-фински.
Неудобно получится, потому как не в состоянии по-фински ни спрашивать, ни объяснять на первых курсах универа.
Финны-первокурсники после лукио не владеют терминологией по-английски и за первые курсы английскиий "технарям" нереально освоить, чтоб многое объяснять словесно по-английски.
Формулами могут объяснять, а словесно крайне плохо.
Но вы для примера, Алексер, всё это по-английски тут сразу изложите, чтоб первокурсники понимали, какого быстрого ответа по-английски вы ждёте.
-----------------
A bad peace is better than a good war
"Se, joka ihannoi sotaa, on mielipuoli" (c/Adolf Ehrnrooth)
Понятно, а теперь то же самое изложите по-английски, а лучше по-фински.
Неудобно получится, потому как не в состоянии по-фински ни спрашивать, ни объяснять на первых курсах универа.
Финны-первокурсники после лукио не владеют терминологией по-английски и за первые курсы английскиий "технарям" нереально освоить, чтоб многое объяснять словесно по-английски.
Формулами могут объяснять, а словесно крайне плохо.
Но вы для примера по-английски всё это расскажите, чтоб первокурсники понимали, какого ответа по-английски вы ждёте.
Jade, у нас с вами получается неравноправный диалог. Я на ваш вопрос ответил, а вы на мой — отказались. Поэтому мне непонятно, с какой стати я должен продолжать отвечать вам в одностороннем порядке. Если так интересно, то абсолютно честно поясню: мне не составит никакого труда изложить это же на английском, я все-таки провожу на этом языке интервью (но тратить на это время, повторяя все то же самое и идя у вас на поводу, я не буду); по-фински без предварительной подготовки было бы сложно, т.к. я мало пользуюсь этим языком, тем более, в профессиональной деятельности.
P.S. мне вообще непонятно, причем тут финны-первокурсники. Я у них не преподавал и не собираюсь. Вопрос был изначально задан соискателю на работу в интернациональную компанию. После я, шутки ради, задал его вам и ни ответа, ни уточняющих вопросов с вашей стороны так и не последовало.
2. Неудобно не получится: все вопросы, которые вы задали - это нормальные уточнения, которые только лишь усиливают положительные впечатления от кандидата. Далее, конкретно по уточнениям: для бесконечномерных линейных пространств ориентация не определяется в общем случае (пространство, как минимум, должно быть Гильбертовым и в них фокусы с определителями не проходят по очевидным причинам); над полем комплексных чисел, равно как и над произвольным полем понятие ориентации пространства неопределено. До некоторой степени его можно ввести для эрмитовых преобразований (но тогда фокус с определителем и будет являться определением)
Сообщений: 22,965
Проживание: Finland
Регистрация: 15-05-2005
Status: Offline
Цитата:
Сообщение от alexer
мне вообще непонятно, причем тут финны-первокурсники. Я у них не преподавал и не собираюсь. Вопрос был изначально задан соискателю на работу в интернациональную компанию. После я, шутки ради, задал его вам и ни ответа, ни уточняющих вопросов с вашей стороны так и не последовало.
Ну это другое дело, мне так сразу и показалось, что вы далеки от преподавания и про "первокурсников" ввернули для красного словца.
Вам malexTrolli верно написал, что неумно ловить других на том, что не используется в работе.
И если б у вас наука не только по-русски была в памяти "записана", а на трёх языках, то вы бы не маялись такими глупыми затеями.
А то вам вот время требуется, чтоб изложить по-английски используемый вами в работе материал,
а другие, по-вашему, должны выпаливать вам ответы по-быстрому, роясь в памяти на трёх языках о науках, которые использовались дцать лет тому назад и при этом вопрос-то ваш вне программ физфака.
И вообще это только в сов/рос. понятиях для понтов нужно в голове "гугл" держать по-русски,
а на западе специалист должен знать, как вспомнить материал при надобности, а не быть во все оружии как на экзамене.
Хотя вы и сами вроде как согласились, что каждый может сесть в лужу, как вы с законами электродинамики.
-----------------
A bad peace is better than a good war
"Se, joka ihannoi sotaa, on mielipuoli" (c/Adolf Ehrnrooth)
Ну это другое дело, мне так сразу и показалось, что вы далеки от преподавания и про "первокурсников" ввернули для красного словца.
Вам malexTrolli верно написал, что неумно ловить других на том, что не используется в работе.
И если б у вас наука не только по-русски была в памяти "записана", а на трёх языках, то вы бы не маялись такими глупыми затеями.
А то вам вот время требуется, чтоб изложить по-английски используемый вами в работе материал,
а другие, по-вашему, должны выпаливать вам ответы по-быстрому, роясь в памяти на трёх языках о науках, которые использовались дцать лет тому назад.
И вообще это только в сов/рос. понятиях для понтов нужно в голове "гугл" держать по-русски,
а на западе специалист должен знать, как вспомнить материал при надобности, а не быть во все оружии как на экзамене.
Хотя вы и сами вроде как согласились, что каждый может сесть в лужу, как вы с законами электродинамики.
Все это читается, как банальная отмазка. Не надо выкручиваться, ссылаясь "на три языка", "гугл" и подобную ерунду. Чтобы ответить вам на ваш вопрос, мне ни гугл, ни "три языка" не потребовались. Я просто не захотел еще раз отвечать на вашу "экзаменацию", учитывая, что мой вопрос вы проигнорировали вообще. Если бы вы честно написали, что дело с образованием было давно и все это бесконечно далеко от вас и забыто, это был бы вполне нормальный ответ.
С законами электродинамики в лужу сели вы, задав мне вопрос, на который я ответил точно в той формулировке, в которой вы спрашивали. Если интересовал более конкретный ответ, то имеет смысл четче формулировать вопрос. Убежден, что об уравнениях Максвела вы не знаете ничего, кроме того, что формулировка в интегральной форме - самая длинная, а потому именно ее вы решили привести здесь, чтобы "страшнее выглядело". Мой вам совет: в следующий раз копируйте в терминологии дифференциальных форм, там уравнение совсем коротенькое, но меньше шансов будет, что даже человек в теме сходу узнает.
P.S. Если честно, то "наука" у меня в основном "записана" в голове на английском и я изрядно напрягаюсь с формулировками на русском языке, т.к. пишу и читаю в основном по-английски.
P.P.S. По поводу преподавания: я вел университетский graduate level курс у магистров и аспирантов на протяжении четырех лет. Но уже пару лет, как ушел от этого. Так что, да, можно сказать, что теперь я от преподавания далек. А от преподавания первокурсникам и всегда был далек. Видите, совсем несложно отвечать честно.
Сообщений: 22,965
Проживание: Finland
Регистрация: 15-05-2005
Status: Offline
Цитата:
Сообщение от -Dr-
Вы же, наверное, знаете, как работает теория: достаточно одного свидетельства (в данном случае математика как предмет), отрицающего теорию (в данном случае пропасти между лукио и универом), что доказывает неверность теории.
Ну это так ваши софистические уловки работают,
а не адекватная база данных.
-----------------
A bad peace is better than a good war
"Se, joka ihannoi sotaa, on mielipuoli" (c/Adolf Ehrnrooth)
Сообщений: 22,965
Проживание: Finland
Регистрация: 15-05-2005
Status: Offline
Цитата:
Сообщение от alexer
"наука" у меня в основном "записана" в голове на английском и я изрядно напрягаюсь с формулировками на русском языке, т.к. пишу и читаю в основном по-английски..
Блаблабла, уже б давно тот материал по-английски выдали, если БЫ его знали.
Цитата:
Сообщение от alexer
С законами электродинамики ..я ответил точно в той формулировке, в которой вы спрашивали. Если интересовал более конкретный ответ, то имеет смысл четче формулировать вопрос..
Нет, не ответили, а ушли от ответа на мой вопрос, для чего нужно каждое из четырёх уравнений, перечитайте ветку.
-----------------
A bad peace is better than a good war
"Se, joka ihannoi sotaa, on mielipuoli" (c/Adolf Ehrnrooth)
Блаблабла, уже б давно тот материал по-английски выдали, если БЫ его знали.
Чтобы вы мне, развлечения ради, еще 100 вопросов задали? Знаете, один дурак может столько вопросов задать, что сотня умных не ответит. Так что нет уж: баш на баш. Я вам ответил, вы мне — нет, причем вообще никак, даже без встречных уточнений. Нет смысла продолжать дискуссию.
Блаблабла, уже б давно тот материал по-английски выдали, если БЫ его знали.
Нет, не ответили, а ушли от ответа на мой вопрос, для чего нужно каждое из четырёх уравнений, перечитайте ветку.
Это был уже встречный еще один вопрос, причем заданный в явно провокационной форме, на который я так же уже принципиально не захотел отвечать. Так что рекомендую перечитать ветку вам и прекратить вилять.
Сообщений: 22,965
Проживание: Finland
Регистрация: 15-05-2005
Status: Offline
Цитата:
Сообщение от alexer
Чтобы вы мне, развлечения ради, еще 100 вопросов задали? Так что нет уж: баш на баш. Я вам ответил, вы мне — нет, причем вообще никак, даже без встречных уточнений. Нет смысла продолжать дискуссию.
Вы не ответили и вообще "плаваете" при переходе на физику процессов.
Уравнения Максвелла нужны для законов электродинамики.
А где в программе физфака вы видите линейные преобразования -
напомните, плиз, раздел физики, если вы в реале физик.
-----------------
A bad peace is better than a good war
"Se, joka ihannoi sotaa, on mielipuoli" (c/Adolf Ehrnrooth)
Вы не ответили и вообще "плаваете" при переходе на физику процессов.
Уравнения Максвелла нужны для законов электродинамикии.
А где программе физфака вы видиите линейные преобразования -
напомните, плиз, раздел физики, если в реале физик.
Блин, да везде. Начиная с определения базиса Френе, это как минимум. Далее, теорема Гаусса о степенях свободы твердого тела (раздел: элементарная динамика твердого тела). Ну и заканчивая тензорным анализом (который везде).
Я уж молчу, что для понимания тех же уравнений Максвелла, чтобы хотя бы прочитать ту самую интегральную форму, которую вы здесь привели, вы должы знать векторный анализ. Как вы собрались его понимать без знания основ линейной алгебры - я без понятия.
Это все то, что просто сразу навскидку вспомнил, без копаний.
Сообщений: 22,965
Проживание: Finland
Регистрация: 15-05-2005
Status: Offline
Цитата:
Сообщение от alexer
Блин, да везде. Начиная с определения базиса Френе, это как минимум. Ну и заканчивая тензорным анализом.
Я уж молчу, что для понимания тех же уравнений Максвелла, чтобы хотя бы прочитать ту самую интегральную форму, которую вы здесь привели, вы должы знать векторный анализ. Как вы собрались его понимать без знания основ линейной алгебры - я без понятия.
Ваш "блин" у вас в голове вне конкретных программ.
Дайте ссылки на конкретные разделы физики, изучаемые в университете тут или в РФ,
в каком разделе физики изучается базис Френе?
-----------------
A bad peace is better than a good war
"Se, joka ihannoi sotaa, on mielipuoli" (c/Adolf Ehrnrooth)
Ваш "блин" у вас в голове вне конкретных программ.
Дайте ссылки на конкретные разделы физики, изучаемые в университете тут или в РФ.
Ссылки - это по вашей части. Я вам раздел физики указал — динамика твердого тела в первом случае. Ваша "любимая" электродинамика - во втором. Просто обратите внимание, что я вам тут же отвечаю, из головы, причем с вполне конкретной терминологией и отсылкой к разделу физики. Вы же начинаете бесконечно юлить, допытывая неимеющими к сути дела вопросами, типа: "а переведи-ка теперь это на английский? А на финском можешь? А по-китайски слабо? А дай-ка ссылку на конкретную программу обучения?". Нет уж. Я и так уже больше, чем на один вопрос ответил)) Остальные консультатции будут платными))
P.S. Если вам надо объяснять, в каких областях физики используется, в частности, тензорный анализ, то сори, но вы такой "физик" просто.
А если по теме? По моему мнению ( три образования здесь уровня техникума), высшего здесь не подверждал/получал: в принципе практично и неплохо организовано.Но тоже много ненужной лишней шелухи,так как есть задача "растягивать" все обучения для доения учебным заведением коммуне и государства (плюс финансирование самих учителей).Но в среднем неплохое.
Сообщений: 22,965
Проживание: Finland
Регистрация: 15-05-2005
Status: Offline
Цитата:
Сообщение от alexer
Ссылки - это по вашей части. Я вам раздел физики указал — динамика твердого тела.
Ну вот вам динамика твердого тела вне ваших фантазий о программе http://phys.bspu.by/static/lib/phys...thtml/ch6_4.htm
У вас в голове странная каша, т.к. как вы не понимаете, что в физике сперва процесс, а математика - язык физики, поэтому вторична.
У вас математика первична и к ней вы подгоняете "инженерные" процессы,
поэтому мы с вами говорим на разных языках - нас с вами учили по-разному.
На этом давайте поставим точку в прениях.
-----------------
A bad peace is better than a good war
"Se, joka ihannoi sotaa, on mielipuoli" (c/Adolf Ehrnrooth)
Ну вот вам динамика твердого тела вне ваших фантазий о программе http://phys.bspu.by/static/lib/phys...l/ch6_4.htm</b>
У вас в голове странная каша, т.к. как вы не понимаете, что в физике сперва процесс, а математика - язык физики, поэтому вторична.
У вас математика первична и к ней вы подгоняете "инженерные" процессы,
поэтому мы с вами говорим на разных языках - нас с вами учили по-разному.
На этом давайте поставим точку в прениях.
Ну а если вы возьмете чуть более серьезную книжку, то сразу увидете в ней то, о чем я говорил: http://alexandr4784.narod.ru/markeev.html
Глава 4, раздел 19, "Векторно-матричное задание движения твердого тела". Это та самая теорема Гаусса. Сорян, это относится, конечно к разделу кинематики. Я уже тоже подзабыл.
Тот учебник, на который вы сослались, он совсем начального уровня. Согласен в том, что пора прекращать оффтоп
Сообщений: 22,965
Проживание: Finland
Регистрация: 15-05-2005
Status: Offline
Цитата:
Сообщение от alexer
Ну а если вы возьмете чуть более серьезную книжку, то сразу увидете в ней то, о чем я говорил: http://alexandr4784.narod.ru/markeev.html
Глава 4, раздел 19, "Векторно-матричное задание движения твердого тела". Это та самая теорема Гаусса. Сорян, это относится, конечно к разделу кинематики. Я уже тоже подзабыл.
Тот учебник, на который вы сослались, он совсем начального уровня. Согласен в том, что пора прекращать оффтоп
Ваша книжка абсолютно не годится для физфака,
почитайте предисловие - этот ваш учебник прикладной математики для инженеров- математиков
Я тоже сделаю вид, что вы/математик не писали о том, что вы физик.
ПС даже опасаюсь спрашивать, что вы думаете о знаниях Фарадея
теоретическая физика = высшая математика
не знаю, что подразумевалось, под "знаниями Фарадея". Вероятно, закон Фарадея, который вы в числе прочего, как одно из уравнений Максвелла выкопали. Если что, то в этой форме - это теоретическая физика в чистом виде. Впрочем, я не утверждаю, что физика исчерпывается математикой. Но вот та, в которую вы влезли с этими уравнениями, там без математики вообще нечего делать. От слова "совсем".